среда, 18 июня 2014 г.

Книги - лучшие друзья

Книги – лучшие друзья,
или
Окно в мир
                        Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
                                                                        Д. Дидро

Многие дети с ДЦП большую часть времени проводят в замкнутом пространстве, не имея возможности полноценно общаться и активно познавать окружающий мир. В связи с этим у них нередко наблюдается сниженный объем знаний и бедный словарный запас. Между тем, даже не имея возможности многое  увидеть своими глазами, ваши дети смогут постигнуть все многообразие мира, не выходя из дома. Это станет возможным в том случае, если вы подружите их с книгами.

  Вы можете сказать: «Мой ребенок давно уже умеет читать, но делает это лишь тогда, когда  его заставляют». Действительно, такое бывает довольно часто. Умение читать еще не гарантирует любви к книгам. Складывать буквы в слова рано или поздно начинают все дети, а вот стать настоящим читателем, к сожалению, удается не каждому. Здесь очень многое зависит от родителей. Если сможете «соблазнить ребенка чтением» (как точно заметил Григорий Остер), он обязательно полюбит читать. Подружиться с книгами особенно важно для больных детей, ведь книга – это не только надежный источник знаний, но и катализатор эмоционального развития.
В последнее время бытует мнение, что чтение книг устарело, гораздо удобнее и интереснее получать информацию из интернета, а с экрана телевизора на нас вываливают целый коктейль чужих эмоций. И все же ни телевидение, ни компьютер не могут конкурировать с книгой. Чтение, в отличие от просмотра ТВ-программ, - активный вид деятельности, развивающий мышление и воображение и позволяющий визуализировать содержание. В хорошей литературе не бывает однозначных «картинок» (одного и того же персонажа все воспринимают по-разному). Чтение отлично дисциплинирует ум, тренирует память и воображение. Также «побочными» эффектами чтения становятся широкий кругозор, способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и грамотность. Но самое главное, чтение хороших книг приносит огромное удовольствие и обогащает человека духовно. Особенно это важно для детей. Как известно, существует два вида чтения: техническое – для поиска информации, и литературное – то, которое позволяет получить удовольствие, а заодно и приобщиться к культуре. Вместе с героями книг юные читатели (слушатели) проживают их жизнь, учатся общаться, сострадать и сорадоваться, разбираться в хитросплетениях чужих поступков и мотивов и находят вместе с ними ответы на СВОИ вопросы. А еще лучше, если в чтении одновременно участвуют и ум, и сердце. Удовлетворить потребность в познании окружающего мира помогут различные справочники и энциклопедии. Появились даже универсальные книги, сочетающие в себе отрывки из литературных произведений и энциклопедические статьи (например, Т.Н.Куркина «Потомучка»). Они помогают детям легко усвоить значения слов, а также научиться различать художественные и научные тексты, понимать ценность и тех, и других.  
Читать или нет и приучать ли к этому своих детей – каждый решает сам. Скажу лишь одно: мне искренне жаль тех, кто лишает себя этого удовольствия. Они даже не подозревают, насколько обедняют свою жизнь, загоняя ее в рамки повседневной рутины. Они никогда не познакомятся с озорной непоседой Динкой, не испытают гнев за несправедливое заточение графа Монте-Кристо, не содрогнутся при появлении всадника без головы... и еще много интересных встреч не состоится в их жизни, не будет захватывающих приключений и кругосветных путешествий.
К счастью, у большинства из нас есть любимые произведения, к которым хочется возвращаться неоднократно. Вчитываясь снова и снова в знакомые строчки, мы каждый раз открываем для себя что-то новое, чего не могли разглядеть раньше. Любимые книги детства запоминаются на всю жизнь. Разве вы забыли, как вместе с Сашей Григорьевым, главным героем «Двух капитанов», пытались разгадать тайну гибели капитана Татаринова? Или не плакали над трагической судьбой Белого Бима Черное Ухо? Наиболее яркие воспоминания связаны именно с детскими книгами. Порой и сюжет незамысловат, а ребенок вновь и вновь возвращается к ним, потому что его цепляют слова, удачно подобранные автором, и он  находит в книге знакомые эмоции и ситуации. Взрослея, читая знакомую историю, ребенок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем. Сопереживание героям дает возможность подростку представить события, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить жизненный и духовный опыт. Этот опыт в дальнейшем во многом будет определять его поступки и помыслы.
К сожалению, не у всех современных детей сразу складываются хорошие отношения с книгами. Один ребенок обожает листать комиксы и развлекательные журналы, но игнорирует серьезную литературу. Другой может часами слушать, как читают родители, но сам читать отказывается. А третий с увлечением принимается то за один рассказ, то за другой, но до конца так ничего и не дочитывает.
Начинающим читателям стать библиоманами нередко мешают технические сложности чтения. Ребенок напряженно складывает буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения и в результате не понимает сути и смысла прочитанного. Создается замкнутый круг: чем меньше ребенок читает, тем медленнее он делает успехи в этом и тем меньше у него желания продолжать занятия. В старшем возрасте можно наблюдать аналогичный процесс, когда подросток ухватывает только внешнюю фабулу событий, не прочитывая подтекст и не понимая философии автора. Чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга. И если одна из зон «тормозит» или «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. И тогда чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание.
Порой и учителя превращают чтение в тяжкую повинность. Так, автор этой статьи до сих пор с содроганием вспоминает, с каким напряжением вчитывалась в текст «Войны и мира», отыскивая в нем мельчайшие детали: у кого из героев родинка на щеке или ямочка на подбородке. Никогда раньше бы не обратила внимания на такую ерунду. Но самым тяжелым испытанием стало задание сравнить между собой Бородинское и Аустерлицкое сражения. Это ж надо такое придумать: заставлять считать, сколько раненых и погибших с каждой стороны, сколько осталось орудий у противника, кого и каким орденом наградили, какое воинское подразделение наиболее отличилось в бою. «Как бы чего не забыть, - напряженно думала я тогда. - Будет досадно получить четверку за то, что забуду какую-либо дату или количество солдат, медалей или еще чего-нибудь. Будто это не литература, а история или даже математика». Такие подробности все равно забудутся. Главное в любом произведении – проникнуть в его суть, то есть понять, о чем думал автор, когда писал, сердцем прочувствовать характер каждого из героев, насладиться образными описаниями природы и т.д. 
Получается, что некоторые учителя, сами порой того не желая, оказывают ученикам медвежью услугу. Вместо того, чтобы приобщать детей к миру литературы, они отбивают у них интерес к чтению, и порой навсегда, превращая чтение из удовольствия в тяжелый труд и лишая детей возможности просто наслаждаться мысленной беседой с писателем. (К счастью, с автором статьи этого не произошло. Интерес к чтению вернулся после смены учителя).
Чтение классических произведений и проверенной временем детской литературы расширяет словарный запас, обогащает воображение и стимулирует эмоциональное развитие. Однако это происходит лишь в том случае, если ребенку нравится читать. Нельзя, чтобы слово «книга» ассоциировалось с тяжелым трудом. Чувство бессилия перед глыбой текста, испытанное в детстве, может надолго отбить охоту к чтению. В школьную программу включены такие недетские книги, как «Война и мир», «Преступление и наказание», «Анна Каренина» и т.п. Понять многогранность личности героев, их поступки школьники часто не могут из-за отсутствия у них жизненного опыта.  Но эти произведения так или иначе придется изучить. Помогите своему школьнику: растолкуйте смысл сюжета, объясните значение устаревших слов.  Для души же пусть читает те книги, которые ему нравятся. А если интерес к чтению совсем пропал, не пытайтесь восстановить его насильственными методами. Как писал психоаналитик Мишель Деклерк, «когда чтение перестанет быть  повинностью, удовольствие может вернуться: появится ощущение подлинной свободы, отвоеванной у ежедневной рутины».
Прививать любовь к чтению не поздно никогда,  даже если «малыш» уже перерос маму с папой. Но лучше всего, конечно, начинать воспитывать настоящего читателя с рождения. Сегодня, в век компьютеров и телевидения, важно успеть заложить в ребенке любовь к чтению еще до того, как он пристрастится к компьютерным играм и мультсериалам. В противном случае, привыкнув к виртуальному миру, ребенок вряд ли захочет читать. Чтение требует работы мышления и воображения, в отличие от бдения перед телевизором, где красочные картинки сами «перелистываются», а тексты уже озвучены. Когда ребенок уже полюбит книги, уже ничто и никто не сможет отбить у него этот интерес.
Начинать знакомство с миром литературы следует постепенно. В настоящее время существуют издания для самых маленьких, сочетающие в себе свойства и книжки, и игрушки. Такой гибрид учитывает основную особенность психики малышей – наглядно-действенное мышление. С такими книжками можно совершать разнообразные действия, а также получать не только зрительные, но и слуховые, тактильные, обонятельные и даже вкусовые ощущения. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Понаблюдайте, интересно ли ему. После этого прокомментируйте рисунок, затем переходите к следующему и т.д. Книжки-игрушки – это промежуточное звено от игры и рассматривания картинок к миру книжной культуры. Тексту в книгах для малышей первых трех лет жизни отводится второстепенная роль, как правило, это лишь краткие пояснения к большим и ярким иллюстрациям. С каждым разом увеличивайте время чтения, если видите, что ребенку интересно. По мере взросления ребенка текст начинает доминировать, а количество иллюстраций сокращается, но их смысловая нагрузка становится выше. При этом печатное слово формирует внутренний видеоряд, и ребенок постепенно учится видеть внутренним взором картины, нарисованные автором. У него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия, т.е. формируется так называемое эйдетическое чтение.
А можно, прервав чтение, предложить ему самому придумать продолжение (представить, что дальше могло произойти с героями), а потом проверить правильность своих предположений. Если  книга нашла отклик в душе юного читателя, он обязательно захочет ее обсудить. Поддержите разговор, спросите: «Как ты думаешь, почему герой поступил так, а не иначе?», «А ты бы на его месте что слелал?» и т.д.  Не ограничивайтесь  общими вопросами «понравилось–не понравилось», а поговорите о том, что оказалось для него самым важным, интересным в произведении, что ему помог понять автор, что вызвало смех или, наоборот, грусть. Благодаря беседам по прочитанным книгам ребенок научится четко и ясно формулировать свои мысли, будет легко находить подходящие слова.
 Не торопите ребенка, когда он читает сам. У каждого свой темп восприятия текста: одни дети как будто «заглатывают» книги одну за другой, другие читают медленно, смакуя каждое слово, наслаждаясь понравившимися эпизодами. Не требуйте, чтобы ребенок непременно пересказывал вам прочитанное, не проверяйте на знание текста. Чтение – не учеба, не обязанность, а удовольствие. 
Когда ребенок подрастет, уже можно рассказывать ему о литературных жанрах. Нужно учить его обращать внимание на особенности авторского стиля, на то, как писатель относится к своим героям, к описываемым событиям. Следует познакомить ребенка с эпитетами, сравнениями, аллегориями, метафорами – с теми языковыми средствами, которые помогают  автору передать самое важное и сделать описание образным, чтобы читатель мог почувствовать себя участником всего происходящего.
Кроме вас, любящие родители, никто не научит вашего ребенка любить книгу. Для этого каждый из вас найдет свой, подходящий именно ему способ. Главное, здесь не переусердствовать, не форсировать процесс. Это не приведет ни к чему хорошему: любить из-под палки еще никто не научился. А вот отвращение к чтению и к самим книгам сформировать очень легко. Чтобы этого не произошло, не превращайте чтение в самоцель и тягостную необходимость. Пусть ребенок читает и отвечает на ваши вопросы только тогда, когда у него есть желание и силы. При первых же признаках усталости или рассеянного внимания переключайте его на другой вид деятельности. Пусть чтение ассоциируется у вашего ребенка с удовольствием. Для того чтобы чтение принесло пользу, не обязательно читать много. Бессистемное чтение способно, скорее, перегрузить память множеством сюжетов и литературных героев, чем привить любовь к книге. Но это не отменяет правила «ни дня без строчки». Один из главных способов сделать чтение частью жизни ребенка – превратить его в ритуал, привычку.  
Самое главное в любом возрасте – пример родителей. Если ребенок регулярно видит, что мама каждый вечер садится на диван с книжкой, а папа не может жить без газет, он непременно захочет к ним присоединиться. Старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Нередко в читающих семьях существует даже особый семейный язык – с цитатами, шутками, рифмами и словечками из любимых произведений. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. А если домашняя библиотека – это всего лишь коллекционирование красивых обложек, то наивно ожидать, что ребенок станет книголюбом. Если родители сами не любят читать, то не имеют права требовать этого от сына или дочери. Это все равно что приказать: «Люби животных!», но так и не завести дома собаку или кошку. Ребенку важно видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг, тогда и в его жизнь они легко войдут. Как можно чаще искушайте сына или дочку чтением. А если вы сами не любите читать, то хотя бы читайте вместе с малышом. Вполне возможно, что именно сейчас вы по-настоящему увлечетесь детской литературой и «заболеете» книгами вместе со своим ребенком. Открыть в себе книголюба никогда не поздно!
И еще: даже если ваш ребенок уже умеет читать сам, не лишайте его удовольствия от совместного чтения. Пусть славная традиция «сказка на ночь» сохранится как можно дольше (вместо сказок можно читать рассказы, повести или романы). Главное, вместе. Это  объединяет детей и родителей. Время, когда мама или папа читают ребенку вслух, идеально подходит для укрепления взаимоотношений.  Даже если ваш ребенок уже взрослый, он с удовольствием послушает, как вы ему читаете. Старайтесь читать выразительно и с увлечением, тогда сыну или дочке будет легче погрузиться в мир книжных героев, представить себя участником происходящих с ними событий. Во время чтения можно импровизировать, говорить разными голосами, жестикулировать, активно пользоваться мимикой, подчеркивая эмоциональные состояния героев. Пусть чтение произведения превратится в маленький спектакль. Чем лучше вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре. Кроме того, совместное чтение способствует интеллектуальному развитию. Специалисты выяснили: ребенок, которому ежедневно читают вслух, в течение года задает по книгам 10-15 тысяч вопросов. А ведь известно, что, чем больше узнаешь, тем больше хочется знать. Подчас ребенку трудно самостоятельно осилить большие и достаточно сложные для его восприятия произведения («Собачье сердце», «Три мушкетера» и т.д.), чтобы понять все повороты сюжета, ему не хватает жизненного опыта. А вместе с мамой, которая объяснит особенности той исторической эпохи, о которой говорится в книге, и поможет разобраться в тонкостях взаимоотношений героев - все становится понятным и интересным. Читая, смотрите на реакцию ребенка, успевает ли он следить за сюжетом. Он может сосредоточиться на какой-то одной детали и не расслышать, о чем идет речь дальше. Если ребенок просит читать несколько раз одно и то же, не отказывайте ему в этом: так он открывает для себя все новые подробности. Обратите внимание ребенка на незнакомые слова, объясните их значение. И всегда отвечайте на вопросы по ходу чтения, даже если он вас постоянно перебивает.
Можно также читать с ребенком по очереди (вы - ему, а он - вам). Это пойдет ему на пользу: у детей с ДЦП часто наблюдается дизартрия и другие нарушения речи, а это послужит хорошей тренировкой. И чем чаще вы будете читать друг другу, тем больше положительных эмоций получите от общения с книгой.  
Для того чтобы сформировать у детей интерес к литературе, воспитать вкус, научить бережно относиться к книге, обязательно создайте домашнюю библиотеку.  В ней непременно должно быть место детским книгам, подобранным в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Правда, деление литературных произведений на четкие возрастные границы очень условно, особенно для больных детей. Каждый ребенок с ДЦП развивается настолько индивидуально, что невозможно дать конкретных рекомендаций. Кто-то уже в десять лет будет с увлечением читать «Пятнадцатилетнего капитана», а для кого-то и в пятнадцать «Волшебник изумрудного города» покажется сложным. Каждая мама сама составит список литературы сообразно возможностям и потребностям своего ребенка. А еще лучше, если есть такая возможность, сводите его в настоящую библиотеку. Там ваш ребенок почувствует себя взрослым, ведь у него появится возможность самостоятельно выбирать книги. Позвольте ему это, даже если вам не нравится его выбор. Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители навязывают им, что читать. Безусловно, нужно формировать у сына или дочки хороший читательский вкус, но делать это следует исподволь.
Сделайте чтение новой книги семейным праздником, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями. Воспитывайте у ребенка отношение к книге как к ценному подарку. Создайте традицию: регулярно вместе ходите  в книжный магазин. Дайте ребенку возможность выбрать самому, но с одним условием - на каждую книжку, которую ему захочется купить, он обязуется прочесть одну из предложенных вами. Тогда даже если его выбор будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены: половина из того, что он читает, – это действительно хорошая литература. Прежде чем купить книгу, просмотрите сначала текст и рисунки. В море книжной продукции сейчас, к сожалению, часто встречаются недобросовестные переводы, книги грешат отсутствием литературного и технического редактирования и даже корректуры. Обратите особое внимание и на качество иллюстраций. Они должны быть крупными, четкими и реалистичными. Собака должна быть собакой, а не существом в платье и бантиках, пьющим чай из самовара. Такие картинки подойдут детям постарше, у которых уже развито чувство юмора.  Кроме того, в книгах должен быть четкий и достаточно крупный шрифт и бумага хорошего качества. Это особенно важно, поскольку у многих больных ДЦП имеются проблемы со зрением.                                        
 И наконец: чтобы по-настоящему полюбить читать,  нужно посоветовать ребенку попробовать писать самому. Пусть это будут всего лишь заметки в дневнике или оригинальные подписи к фотографиям. Это поможет развить свой стиль и привести в порядок мысли. Может быть, со временем из этих набросков получится своя книжка. Это придаст ребенку уверенность в своих силах, а главное, интерес к книгам будет уж точно гарантирован.
Итак, ваши дети отправились в плавание по безбрежному океану литературы. Хочется им пожелать научиться читать легко, играючи, но при этом проникать в самую суть произведений. Ну и конечно, не забывать, что книги – лучшие друзья: они и развлекут, и помогут узнать обо всем на свете. Многие книги  несомненно оставят неизгладимый след в сердцах юных читателей.  Книги – это окно в большой и загадочный мир. И если ваши дети будут систематически увлеченно читать, они научатся интересно рассуждать, у них сформируется хороший литературный вкус, а это значит, что ваши труды не пропали даром.  И тогда книга будет выполнять свое главное предназначение – учить делать добро, всматриваться в мир и восхищаться им.
И помните, что детям очень нужна ваша помощь в освоении печатных просторов. А чтобы вам было легче заниматься, примите на вооружение несколько практических рекомендаций.
Признайте за своим ребенком право не любить книги определенного жанра или конкретного автора. Зачем кривить душой, ведь и вам нравится далеко не все. И это нормально.
 Обратите внимание также на журналы для детей, особенно когда интерес к чтению у ребенка еще не сформирован. Журнал, в отличие от книги, небольшого объема, а значит, не отпугнет. Детям нравится интерактивность: с Красной Шапочкой или Винни Пухом не будет обратной связи, а с Клепой, Тошкой и Мурзилкой вполне можно побеседовать. Главному герою детского журнала можно отправить письмо, рисунок, рассказ, поделиться мыслями. Можно поучаствовать в конкурсе.   Журнал динамичен, каждый раз он новый. Кроме того, он инициирует осмысление прочитанного. Нужно не просто прочитать рассказ или сказку, а «проработать» материал: ответить на вопросы после текста, разгадать кроссворд, раскрасить героев, нарисовать или смастерить их. Таким образом, журналы и книги гармонично дополняют друг друга. Выбрать именно «свой» журнал непросто, поэтому лучше сходить с ребенком в библиотеку, полистать подшивки разных изданий и на чем-то остановиться. А потом можно каждый месяц ждать с нетерпением появления «друга» в газетном киоске.
Если у вас нет возможности посещать библиотеку или книжный магазин, можно воспользоваться услугами интернет-магазинов.  Хочется обратить ваше внимание на «Лабиринт». Здесь собраны книжные подборки на любой вкус. Особое внимание уделяется книгам для детей и подростков. А чтобы не «утонуть» в море книжной продукции, менеджеры придумали удобную систему поиска: по названию, по сериям, по жанрам, по авторам. Есть и путеводитель для родителей, в котором перечислены лучшие детские книги. Кроме того, вас порадуют цены и всевозможные скидки.
Стимулировать ребенка к самостоятельному чтению можно следующим образом: начните читать сыну или дочке что-нибудь увлекательное. Когда ему (ей) станет интересно, прервитесь под предлогом неотложного дела. Оставьте ребенка с книгой наедине. Вернитесь минут через 10-15. Если читает - процесс пошел.
Подбирайте такие книжки, которые ребенок сможет прочитать сам на одном дыхании. Можно ставить в специальной тетради пометки «прочитано», чтобы он гордился своими достижениями. Или повесьте дома на видном месте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
Для накопления разнообразных читательских впечатлений необходимо предлагать  произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы о животных, приключения, энциклопедии. Рано или поздно ребенок поймет, какой литературный жанр ему больше нравится. А пока помогите ему в этом.
Органично включайте чтение в повседневную жизнь, связывайте прочитанное с реальностью. Это позволит ребенку лучше понять смысл произведения. Только научившись соотносить прочитанное со своим опытом, школьник начнет воспринимать чтение как важную часть своей жизни.
Развивайте в играх и в процессе рисования фантазию ребенка, так как он должен научиться представлять себе все то, что вы ему читаете.
Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, радостный настрой ребенка на встречу с книгой.
Произведения с печальным концом учат сопереживать, понимать боль другого. Ребенку следует знать, что в жизни есть место и добру, и злу, и горю, и радости. Но, конечно, большинство детских книг должны быть позитивными.
             
       

                                                                                                    Мария Ощепкова